Преступников оставили без наказания...

Закрыто уголовное дело, в котором должна бы фигурировать начальник следственного отдела Н. Алдабаева


начальник следственного отдела Н. Алдабаева

На снимке: за позорный провал в расследовании уголовных дел
по терактам начальнику следственного отдела Н. Алдабаевой
вручили медаль .... «За доблесть в службе».






Полным провалом завершилось так называемое расследование уголовного дела по факту террористического акта в отношении главного редактора «Бузулукских новостей» Виктора Дмитриева и его семьи: 12 октября 2005 г. неизвестные лица бросили две бутылки с зажигательной смесью в дом Дмитриевых. Это произошло за три дня до муниципальных выборов, на которых В. Дмитриев баллотировался на должность главы г. Бузулука.

В течение шести лет следственный отдел Бузулукского ОВД неоднократно то приостанавливал, то вновь возобновлял расследование. Наконец, в минувшем месяце было вынесено постановление о закрытии уголовного дела в связи с истечением срока давности.

Чем объяснить, что следственный отдел под руководством Н. Алдабаевой оказался не в состоянии раскрыть очередное преступление, имеющего политическую подоплеку? С этим вопросом наш корреспондент обратился к представителю В. Дмитриева – правозащитнику Александру КОРОЛЕВУ.








- То, что начальник следственного отдела Н. Алдабаева считает расследованием данного преступления, у меня язык не повернется назвать расследованием. Так называемые действия следователей, зафиксированные в материалах уголовного дела, я считаю, имитацией расследования, которым, как фиговым листком, пытаются прикрыть действия лиц, организовавших и совершивших террористический акт.

Напомню: теракт совершен по адресу: ул. Весенняя, дом №8. Рядом с ним, на расстоянии менее 10 метров, расположен дом №6 Н. Алдабаевой. При данных обстоятельствах Н. Алдабаеву и членов ее семьи должны были опросить в качестве свидетелей одними из первых. Однако никто из них вообще не был опрошен.

Следствие изначально было ориентировано на то, чтобы Алдабаева не проходила по делу свидетелем. Неслучайно в плане следственных действий было указано на необходимость опросить жителей домов, расположенных справа от дома В. Дмитриева - №№10, 12, 14. Дома по левую сторону - №4 и №6 в материалах дела не упоминаются. Сделано это умышленно. Поскольку Н. Алдабаева, являясь фактически свидетелем, должна быть отстранена, на время расследования, от руководства отделом в той части, которая касалась уголовного дела по факту преступления в отношении В. Дмитриева. Однако это не сделано.

Алдабаева полностью контролировала следствие по данному уголовному делу. Ее участие, как начальника следственного отдела, сводилось к тому, чтобы руками подчиненных ей следователей уничтожить следы преступления. Тем самым полностью развалить уголовное дело и ни при каких обстоятельствах не допустить установления лиц, причастных к преступлению, среди которых может быть Н. Алдабаева.

- Если не секрет, какие обстоятельства указывают, что Алдабаева не была заинтересована в установлении лиц, совершивших теракт?

- Преступление совершено перед выборами, на которых В. Дмитриев баллотировался на должность главы г. Бузулука. Его основным конкурентом был В. Рогожкин. Все пять лет деятельности Рогожкина на должности главы города сопровождались скандалами и расследованиями по уголовным делам, в которых фигурировала городская администрация. Газета «Бузулукские новости» часто публиковала материалы о хищениях бюджетных средств в управлении соцзащиты; нецелевом использовании средств, выделенных на переселение жителей 7-го микрорайона из 29 ветхих домов; «прихватизации» муниципального имущества; и др. Острая критика не нравилась Рогожкину и подконтрольным ему депутатам. Вызывала раздражение. Особенно перед выборами. Началось запугивание: по указанию руководства городской администрации разыскивали через адресное бюро лица, чьи критические мнения о деятельности местной власти опубликованы в «Бузулукских новостях». В муниципальной газете группа депутатов-«рогожкинцев» выступила с обращением, которое фактически стало предупреждением В. Дмитриеву. Однако он не испугался и не снял свою кандидатуру.В ответ – бутылки с зажигательной смесью.

Преступление совершено с одной целью - оказать угрожающее воздействие лично наВ. Дмитриева за его критические выступления относительно деятельности главы города В. Рогожкина и чиновников городской администрации. Имеются явные признаки для квалификации преступления как террористический акт (ст. 205 УК РФ). Вместо этого, преступление квалифицировали как хулиганство.

Следователи под руководством Н. Алдабаевой умышленно не указали в материалах уголовного дела, что В. Дмитриев являлся главным редактором газеты «Бузулукские новости», кандидатом на должность главы города, а преступление совершено перед муниципальными выборами.

- Как так? Ведь начальник Бузулукского ОВД В. Моисеев через несколько часов после преступления публично заявил: мол, бутылки с зажигательной смесью брошены в дом В. Дмитриева с целью его рекламы перед муниципальными выборами. Об этом наверняка говорилось на оперативном совещании, указывалось в рапорте и пр.

- А вот следователи и начальник следственного отдела, судя по материалам уголовного дела, не ведали о каких-то там муниципальных выборах в октябре 2005 г. Поэтому, как ни странно, в протоколе опроса В. Дмитриева не указали его место работы, должность. Как следствие, не опрошены сотрудники редакции газеты «Бузулукские новости», которые информировали бы следователей о выборах и указали бы, у кого был мотив для совершения преступления…

- Тогда, как велось расследование преступления, поиск подозреваемых лиц?

- Выше я отмечал: расследование не велось, была лишь его имитация. По принципу – «дело» должно иметь вес не менее чем кирпича. Собирали дежурные справки о месте жительства и учете в военкомате, выписки из медучреждений и пр. Дабы наполнить папку с надписью «Уголовное дело» хоть какими-то бумагами – для отвода глаз: мол, определенная работа проделана. Данной папке было суждено несколько лет полежать на полках следственного отдела, а затем, по истечении срока давности, закрыть. На статистические показатели «хулиганство» особо не влияет. Вот, если бы фигурировал «террористический акт» – спрос был иной.

- По Вашему мнению, у кого мог быть мотив для совершения преступления?

- Думаю, только у главы города В. Рогожкина и лиц из его ближнего окружения – председателя горсовета И. Кашкина, гендиректора ЗАО «Горторг» И. Дикмана, директора МУП «Благоустройство» А. Александрова, главврача Центральной горбольницы В. Трунова, предпринимателя А. Самойлова и др. Они старались любыми средствами не допустить избрания Дмитриева на должность главы города Бузулук. Поскольку тогда В. Дмитриев мог иметь доступ к информации о незаконных действиях чиновников городской администрации и депутатов горсовета по хищению бюджетных средств в особо крупных размерах, «прихватизации» муниципального имущества и пр.

Все указанные лица должны быть в разработке с первого дня следствия. Однако начальник следственного отдела Н. Алдабаева делала все, чтобы не обозначать Рогожкина и его приближенных лиц в материалах уголовного дела. Причем, несмотря на указание прокурора. В этом, собственно, заключается причина того, что Алдабаева не проходила по делу свидетелем, и, следовательно, не была отстранена от руководства. Имея рычаги управления и контроля, Алдабаева добилась, что следствие вообще не велось…

- Не потому ли расследование по уголовному делу много раз приостанавливали?

- Следственный отдел изначально добивался, чтобы расследование было приостановлено до тех пор, пока не истечет срок давности преступления. Тем не менее, периодически приходилось возобновлять расследование. Как правило, после очередной критической публикации в «Бузулукских новостях» и жалоб в Генеральную прокуратуру РФ, Следственный комитет МВД РФ. Правда, ничего существенного следователи не делали: добавляли в дело одно-два малозначительных листа бумаги – и расследование вновь прекращали. Притом каждый раз следователь умышленно не направлял постановления потерпевшему, тем самым лишая его возможности обжалования их в суде.

- На это как-то отреагировала межрайонная прокуратура?

- Совершенно никак. Бузулукская прокуратура предпочитает ничего не замечать, хотя имеются грубейшие нарушения Уголовно-процессуального кодекса РФ. Много таких нарушений, допущенных в ходе так называемого расследования, я обнаружил, когда стал представителем В. Дмитриева – в 2010г.

Только после этого следователи были вынуждены отметить в материалах дела, что преступление совершено перед выборами, В. Дмитриев был кандидатом на должность главы города и работал главным редактором «Бузулукских новостей». К материалам уголовного дела приобщены газетные публикации, в которых раскрывается неэффективная деятельность главы города В. Рогожкина и горсовета депутатов; а также преследование лиц, выступивших с критикой в адрес Рогожкина.

- Это дало что-то для следствия?

- Были взяты объяснения, без допроса, у В. Рогожкина и И. Дикмана. Правда, больше для формальности, нежели для выяснения обстоятельств, связанных с преступлением. Следователь умышленно не задавал им вопросы, дабы исключить фиксирование сведений в протоколе, которые служили бы доказательством причастности В. Рогожкина и И. Дикмана к совершению теракта.

Следователь полностью проигнорировал представленные свидетелями доводы, раскрывающие мотивы совершения преступления, которые имелись у В. Рогожкина, И. Дикмана и др.

Полагаю, Н. Алдабаева поняла, что возникает ситуация, когда она может быть привлечена не только в качестве свидетеля по уголовному делу, но и как подозреваемое лицо. Подобная перспектива, считаю, заставила начальника следственного отдела ускорить закрытие уголовного дела и процесс уничтожения вещественных доказательств.

- Вы считаете, что Н. Алдабаева умышленно не предпринимала меры по установлению лиц, причастных к преступлению в отношении В. Дмитриева?

- Я ориентируюсь исключительно на факты. Их достаточно, чтобы подозревать Н. Алдабаеву в должностном преступлении. Поэтому я подал заявление о преступлении в Бузулукский межрайонный следственный отдел. Хотя это должна была сделать прокуратура. Но межрайпрокурор Ю. Мухорьямов смотрит на нарушения закона сквозь пальцы, и фактически, по моему мнению, покрывает должностное преступление начальника следственного отдела Н. Алдабаевой, в отношении которой следовало давно возбудить уголовное дело.

Записал Петр ВИВДЕНКО

Комментариев нет:

Отправить комментарий