При бывшем начальнике ОВД В. Моисееве г. Бузулук стал
криминальной столицей Приволжского федерального округа
В 2002-2007 годах г. Бузулук захлестнула огромная волна насилия и жестокости. Совершено немалое количество заказных убийств, террористических актов, рейдерских захватов предприятий и пр. Город стал опасным для проживания. У жителей появились волнение и страх.
В этот период Бузулукское ОВД возглавлял небезызвестный полковник милиции Владимир МОИСЕЕВ. Анализируя события минувшего десятилетия, становится ясно: появление В. Моисеева в Бузулуке на должности начальника милиции, как представляется, было предопределено желанием руководства администрации г. Бузулука. Иначе говоря, местная власть хотела иметь в лице В. Моисеева прикрытие для совершения своих неблаговидных дел с бюджетными средствами и муниципальным имуществом, а также расправы с неугодными лицами, которые мешали расхищать эти средства и имущество.
За ценой не постояли
В. Моисеев был неприметным должностным лицом в системе УВД области. Служить начал оперуполномоченным. Впоследствии был участковым инспектором, оперуполномоченным спецкомендатуры, следователем уголовного розыска, первым заместителем начальника ОВД Светлинского района. В 1985-2002 гг. возглавлял ОВД Домбаровского района. По словам жителей Домбаровского района, у них имелось много претензий к Моисееву, когда он командовал районным подразделением милиции. Для домбаровцев было полной неожиданностью, что такого человека с весьма сомнительной репутацией вдруг перевели в г. Бузулук, да еще начальником ОВД.
На новом месте службы В. Моисееву полагалась для проживания служебная квартира. Если бы местная власть изыскала возможность предоставить бесплатно, в собственность, однокомнатную квартиру, то уже это стало бы для В. Моисеева огромной удачей. Но случилось нечто фантастическое: новому главному милиционеру города местная власть купила шикарный дом на «Поле чудес». Потрачено более 3 млн руб (в нынешних ценах – около 17 млн руб). Дом фактически стал собственностью семьи Моисеевых.
За столь щедрый подарок Моисееву следовало, как говорят, разбиться в лепешку, дабы обеспечить Бузулуку безопасность, отвадить чиновников от коррупции, поставить мощный заслон для организованных преступных групп. А вместо этого Бузулук погряз в криминале. Да так глубоко, что не может выкарабкаться до сих пор…
Как отрабатывался щедрый подарок
В. Моисеев появился в Бузулуке вовремя - начали поступать финансовые средства от ОАО «Оренбургнефть»: всего 160 млн руб (в нынешних ценах – 874 млн руб). Деньги перечислены на счет комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города на основании договора о передачи в муниципальную собственность объектов соцкультбыта, жилых домов, земельных участков и пр. Средства предназначались, в соответствии с Постановлением №235 Правительства РФ, на целевое использование, и подлежали обязательному зачислению в бюджет города. Но не были зачислены. Тогдашний глава города В. Рогожкин умышленно перевел полученные средства во внебюджетный фонд, и расходовал их по личному усмотрению. Вопреки договорным обязательствам. В частности, 60 млн руб использованы на строительство жилья по ипотеке; квартиры распродали, а вырученные за них деньги исчезли. 42,3 млн руб передали МУП «Благоустройство, саночистка и озеленение», а через несколько месяцев предприятие преднамеренно обанкрочено. 15 млн руб получило МУП «Водоканализационное хозяйство», которое быстро «растворило» указанную сумму в подконтрольных фирмах….
О должностных преступлениях чиновников горожане неоднократно информировали милицию. Но она не реагировала. Лишь когда бузулучане подали заявления о преступлении, милиция вынуждена предпринять меры – организована проверка сообщений. Впрочем, больше для формальности. В ходе шести проверок, каждая из которых длилась месяц, ОБЭП «не обнаружил» признаков преступления! Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела штамповались, как под копирку. По их содержанию явно просматривается намерение милиции – не допустить возбуждения уголовного дела в отношении В. Рогожкина. Даже, несмотря на наличие явных признаков преступления.
Милицейское прикрытие чиновников при уводе «нефтяных» миллионов показало, что новый начальник ОВД выдержал «экзамен» на доверие местной власти. Он стал своим человеком. С таким «ментом», по оценке чиновников, можно сделать о-го-го сколько! И - дело пошло…
Начиная с 2002 г. муниципальное имущество стало «таять», как снег в апреле. По многоходовым схемам уводились в фирмы, подконтрольные чиновникам, котельные, торговые помещения, ценные бумаги, объекты соцкультбыта, земельные участки и даже помещение детского домового клуба!
В 2003 г. по указанию главы города В. Рогожкина проданы 560 акций ОАО «Бузулукбанк», принадлежащих городу. По цене втрое меньше рыночной. Город понес ущерб в размере более 2 млн руб (в нынешних ценах – 11 млн. руб). Примечательно: акции проданы ООО «Фигуэрос», которое подконтрольно В. Рогожкину. Директором «Фигуэроса» в то время был Ю. Елисеев, который после этой сделки стал руководителем комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Бузулука.
Местная власть нагло попирала закон. Захотели чиновники организовать банкет на 150 персон - взяли деньги в кассе управления соцзащиты населения городской администрации. На подобные мероприятия из управления соцзащиты в течение трех лет незаконно изъяты более 4 млн руб (в нынешних ценах – 22 млн руб).
Коррупция в местной власти приводила к потерям бюджетных средств – более 80 млн руб в год. Но ОБЭП умышленно не проводил проверки по фактам экономических нарушений.
Бузулучане стали активнее выражать недовольство деятельностью главы Бузулука В. Рогожкина и его заместителей. Требовали обеспечить финансовую прозрачность деятельности местной власти. Трибуной для выражения мнения активных граждан стала газета «Бузулукские новости». Рогожкин пытался заткнуть рот каждому, кто критиковал его и местную власть. Не удалось. Начались репрессии. В течение пяти месяцев в Бузулуке совершено 4 теракта в отношении оппонентов действующей власти. Причем все перед выборами – муниципальными (октябрь 2005 г.) и в Заксобрание области (март 2006 г.)
12 октября 2005г. в дом главного редактора «Бузулукских новостей», кандидата на должность главы города В. Дмитриева брошены 2 бутылки с зажигательной смесью. Возник пожар. Следователь еще опрашивал соседей потерпевшего, а Моисеев уже публично заявил, что, мол, поджег свой дом сам В. Дмитриев – для саморекламы перед выборами! В. Моисеев сделал это, чтобы сразу отвести подозрения от В. Рогожкина и лиц из его окружения – И. Дикмана, И. Кашкина, А. Самойлова, В. Трунова, А. Александрова и др., которых горожане воспринимают как членов организованной преступной группы.
Вполне возможно, не без участия В. Моисеева преступление в отношении В. Дмитриева умышленно квалифицировано: «хулиганский поступок». Хотя имеются все основания квалифицировать, как террористический акт. Ведь очевидно: преступление преследовало конкретную цель – устрашитьВ. Дмитриева: чтобы он снял свою кандидатуру на выборах и не мешал чиновникам разворовывать бюджетные средства, продолжать «прихватизировать» муниципальное имущество.
Фальсификация статистики преступлений
Бузулучане помнят дежурную фразу В. Моисеева: «В городе и районе совершается преступлений и правонарушений ни много, ни мало.» В качестве доказательства он демонстрировал таблицу преступлений и процент их раскрываемости по УВД области, в которой Бузулукский ОВД значился в середине списка. Моисеев, правда, никогда не рассказывал, как выводились «усредненные» показатели деятельности вверенного ему ОВД.
В 2002г. группа вооруженных людей ворвалась на территорию мельзавода. Захвачены производственные помещения, административный корпус. В отношении работников предприятия применена физическая сила: два человека доставлены в травмопункт с серьезными телесными повреждениями. Впору было возбуждать уголовное дело, а милиция даже не стала проводить опрос потерпевших работников, лиц из группы захвата и др., не составлен протокол. Сообщение о преступлении в ОВД не зарегистрировано. Есть подозрение, что захват мельзавода организовала местная милиция и лично В. Моисеев.
Не без участия милиции, считаю, совершены террористические акты в отношении оппонентов местной власти. Иначе чем объяснить, что ни по одному из четырех терактов за 6 лет не установлены даже подозреваемые лица. Более того, по двум терактам, как выяснилось не возбуждены уголовные дела. Потерпевшим не направлены постановления о принятом процессуальном решении, не разъяснены их законные права.
Скрывая преступления, совершенные местной властью и в интересах ее, милиция под руководством В. Моисеева «штамповала» для плана уголовные дела в отношении невиновных лиц. Многие бузулучане помнят, как милиция упекла за решетку 20-летнего Антона Страхова. Притом что на так называемом месте преступления не обнаружено ни одного признака и нет ни одного свидетеля, которые могли подтвердить его присутствие там; на так называемом орудии преступления не обнаружены отпечатки А. Страхова, а кровь на ноже вообще неизвестной принадлежности - то ли животного, то ли человека?
Все обвинение построено на «предположительно», «возможно», «следует полагать» от экспертов. А также на основании необъективных показаниях милиционеров, которые не были очевидцами преступления. В ходе расследования милиционеры умышленно совершили более 20 процессуальных нарушений и 4 преступления, и тем самым попрали права, гарантированные А. Страхову Конституцией РФ. Этих так называемых работников правоохранительного органа самих следовало давно привлечь к уголовной ответственности.
При В. Моисееве милиция стала инструментом для осуществления захватов, как представляется, по заказу организованных преступных групп. Жертвой одного из таких захватов едва не стал предприниматель Н. Щеповских, который владел несколькими магазинами и имел в центре города большой земельный участок и несколько зданий. Чтобы запугать его, вооруженные сотрудники милиции в масках и с автоматами периодически устраивали внезапное «накрытие» торговых точек, принадлежавших бизнесмену. Затем подключился ОБЭП. А вскоре было возбуждено уголовное дело о незаконной предпринимательской деятельности. В течение трех лет, что велось предварительное расследование, на Щеповских оказывали мощный прессинг. Вплоть до заключения под стражу. Однако раскрыть уголовное дело не удалось. Оно, как выяснилось, было фальсифицированным. Милиция умышленно сфабриковала признаки преступления для возбуждения уголовного дела ....
- Мерзкие способы «шитья» уголовных дел, - говорит правозащитник А. Королев, - в отношении невиновного лица без зазрения совести применял и сам начальник ОВД Моисеев. После публикации в «Бузулукских новостях» моей статьи об умышленном не расследовании терактов в отношении оппонентов местной власти, меня «пригласил», под предлогом провести собеседование, Моисеев. Во время нашей «беседы» начальник ОВД с этаким пренебрежением, затем с криком, с вкраплением мата, пытался запугать меня. После перешел к откровенному шантажу.
На следующий день, - продолжает А. Королев, - Моисеев подал заявление о возбуждении в отношении меня, Королева, уголовного дела за клевету и оскорбление его, полковника милиции, при исполнении! Началась доследственная проверка. Я был готов к такой провокации со стороны начальника ОВД: всю нашу «беседу» записал на диктотофон. Как только я сообщил об этом следователю, проверка по заявлению сразу была прекращена. Поскольку запись разговора Моисеева могла стать причиной возбуждения уголовного дела уже в отношении Моисеева - по факту его клеветы. А теперь представьте: что было бы, если записи не было? Где сейчас находился бы порядочный человек, посмевший сказать правду руководству бузулукской милиции?
По мнению правозащитников, при В. Моисееве было фальсифицировано более 20 процентов уголовных дел в отношении невиновных лиц, и, наоборот, почти по 35 процентам преступлений, совершенных чиновниками и их подконтрольными фирмами, уголовные дела не возбуждены!
При В. Моисееве Бузулук приобрел все признаки «Синдрома Кущевки» и стал криминальной столицей Приволжья.
Федот ЛИХОДЕЕВ